Вопрос по изучению родных языков решен

Автор: Влад | 08.06.2018, 23:02

Генпрокуратура РФ и Рособрнадзор не выявили нарушений конституционного права граждан РФ на изучение родных языков, заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

«Рособрнадзор совместно с генеральной прокуратурой проводил соответствующую проверку. В целом у нас ситуация нормальная, у нас обеспечиваются конституционные права граждан по изучению родных языков. Но в ряде регионов у нас действительно была ситуация, которая требовала вмешательства. Сегодня я хочу сказать, что эти вопросы решены», — заявил Кравцов.

Он также добавил, что упомянутые ситуации были связаны с наличием «правового вакуума» в ряде регионов.

Ранее депутаты Госдумы внесли на рассмотрение Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому преподавание и изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и «не в ущерб преподаванию государственного языка РФ».

Законопроект вызвал мощный резонанс в СМИ и среди граждан многонационального населения Российской Федерации – сторонники и противники проекта ведут острую дискуссию, и в этом свете стоит подробнее рассмотреть конституционные нормы, отражающие многовековую интернациональную историю России.

Конституция РФ, прежде всего, отмечает многонациональность народа Российской Федерации. 43 статья Конституции провозглашает обязательность основного общего образования по  государственным образовательным стандартам (ФГОС).

В 68 статье государственным языком РФ указывается русский язык, однако «республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации», а «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Также существует Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

Однако, как заметил Сергей Кравцов, невзирая на то, что всё чётко прописано в законодательстве, возникает некий «правовой вакуум» в регионах. Поскольку, согласно Закону об образовании, в Российской Федерации гарантируется получение образования лишь на государственном языке, выбор языка обучения осуществляется в рамках возможностей, предоставляемых системой образования, а возможности и ресурсы в многочисленных национальных республиках РФ разнятся от региона к региону.

Чтобы понять масштабы вопроса, стоит отметить – всего в Российской Федерации лингвисты насчитывают 150 языков, восемьдесят регионов, по части из которых уже прокатилась волна недовольств, связанных с языковым вопросом и камнем преткновения стал законопроект об образовании в РФ.

На данный момент, если школа не может обеспечить ребенку изучение родного языка, ему придется брать дополнительные занятия, например, в воскресной школе. Но в случае  если законопроект будет принят, то обязательный предмет «Родной язык» станет вариативным, касается этот вопрос двух десятков национальных регионов из восьмидесяти. Из Татарстана, Калмыкии, Дагестана и Кабардино-Балкарии уже поступили критические отзывы о проекте.

Однако все эти все эти трения, которые начались еще в апреле, сразу после внесения законопроекта на рассмотрение, в федеральном центре незамеченными не остались. В ходе заседания согласительной комиссии Госдумы, рабочая группа пришла к компромиссу —  конфликтный пункт о переводе родных языков в разряд факультативных предметов был пересмотрен, и национальные языки вошли в состав обязательных для изучения предметов. Таким образом центр сумел учесть интересы всего многонационального народа Российской Федерации.

По итогу дискуссий прав оказался председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов, который ранее заметил, что «до первого чтения законопроекта мы сможем провести экспертное обсуждение, которое позволит выработать такую формулировку закона, которая устроила бы всех без исключения, в том числе и представителей руководства национальных республик. Комитет ни в коем случае не допустит принятие такого законопроекта, который бы ущемлял права людей на изучение родного языка».

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Back to top button