Вопрос по изучению родных языков решен
Генпрокуратура РФ и Рособрнадзор не выявили нарушений конституционного права граждан РФ на изучение родных языков, заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
«Рособрнадзор совместно с генеральной прокуратурой проводил соответствующую проверку. В целом у нас ситуация нормальная, у нас обеспечиваются конституционные права граждан по изучению родных языков. Но в ряде регионов у нас действительно была ситуация, которая требовала вмешательства. Сегодня я хочу сказать, что эти вопросы решены», — заявил Кравцов.
Он также добавил, что упомянутые ситуации были связаны с наличием «правового вакуума» в ряде регионов.
Ранее депутаты Госдумы внесли на рассмотрение Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому преподавание и изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и «не в ущерб преподаванию государственного языка РФ».
Законопроект вызвал мощный резонанс в СМИ и среди граждан многонационального населения Российской Федерации – сторонники и противники проекта ведут острую дискуссию, и в этом свете стоит подробнее рассмотреть конституционные нормы, отражающие многовековую интернациональную историю России.
Конституция РФ, прежде всего, отмечает многонациональность народа Российской Федерации. 43 статья Конституции
В 68 статье государственным языком РФ указывается русский язык, однако «республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации», а «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
Также существует Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
Однако, как заметил Сергей Кравцов, невзирая на то, что всё чётко прописано в законодательстве, возникает некий «правовой вакуум» в регионах. Поскольку, согласно Закону об образовании, в Российской Федерации гарантируется получение образования лишь на государственном языке, выбор языка обучения осуществляется в рамках возможностей, предоставляемых системой образования, а возможности и ресурсы в многочисленных национальных республиках РФ разнятся от региона к региону.
Чтобы понять масштабы вопроса, стоит отметить – всего в Российской Федерации лингвисты насчитывают 150 языков, восемьдесят регионов, по части из которых уже прокатилась волна недовольств, связанных с языковым вопросом и камнем преткновения стал законопроект об образовании в РФ.
На данный момент, если школа не может обеспечить ребенку изучение родного языка, ему придется брать дополнительные занятия, например, в воскресной школе. Но в случае если законопроект будет принят, то обязательный предмет «Родной язык» станет вариативным, касается этот вопрос двух десятков национальных регионов из восьмидесяти. Из Татарстана, Калмыкии, Дагестана и Кабардино-Балкарии уже
Однако все эти все эти трения, которые начались еще в апреле, сразу после внесения законопроекта на рассмотрение, в федеральном центре незамеченными не остались. В ходе заседания согласительной комиссии Госдумы, рабочая группа пришла к компромиссу — конфликтный пункт о переводе родных языков в разряд факультативных предметов был пересмотрен, и национальные языки вошли в состав обязательных для изучения предметов. Таким образом центр сумел учесть интересы всего многонационального народа Российской Федерации.
По итогу дискуссий прав оказался председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов, который ранее заметил, что «до первого чтения законопроекта мы сможем провести экспертное обсуждение, которое позволит выработать такую формулировку закона, которая устроила бы всех без исключения, в том числе и представителей руководства национальных республик. Комитет ни в коем случае не допустит принятие такого законопроекта, который бы ущемлял права людей на изучение родного языка».