Олег Волин — кризис доверия в бизнесе нельзя решить юридическими способами
Московский предприниматель Олег Волин всерьез задумался о кризисе доверия между продавцом и покупателем, между бизнес-партнерами и контрагентами.
Этих сложностей можно было бы избежать, если бы мы внимательнее относились друг к другу и, если бы дорожили таким старинным понятием, как «честь и достоинство». Это не высокие слова, а обычные человеческие отношения, которые культивировались еще совсем недавно. Например, на Руси всегда считалось, что «Доброе имя лучше богатства». У дворян это называлось «честь», у купцов «купеческое имя», у всех остальных, просто, «доброе имя». В России к этому понятию относились достаточно бережно, потому что понятия «порядочный человек, порядочная семья, порядочный торговец» формировались десятилетиями и это определяло отношение окружающих к тебе, к твоей семье или бизнесу.
Для «бизнеса» это было особенно важно, потому что купец, лишившийся доверия терял не только клиентов, но и партнеров, возможность брать кредиты и займы. Вековые династии русского купечества формировались, как раз на основе «честного купеческого слова», репутация была условием развития купеческого дела в России. И она стоила очень дорого.
Опытный предприниматель Олег Волин хорошо понимает, что доверие в бизнесе, это не единственный критерий успешного развития, но, именно, отсутствие «доверия» порождает многие проблемы в современной торговле и предпринимательстве. Заключение сделок проходит не на основе многолетнего изучения репутации партнера, порядочность которого не вызывает сомнений, а на основе многостраничных договоров, проверенных и одобренных юристами. И, все равно, это не спасает от недобросовестности или обмана, после которого те же юристы будут писать и подавать иски в суд, арбитраж и тд.
Олег Волин предлагает начинать бизнес с человеческих отношений и таких простых понятий, как доверие и порядочность. В этом, и возрождение русских традиций, и здоровый прагматичный подход опытного предпринимателя.